Сообщение об ошибках. Субъективная удовлетворенность

       

Как избежать сообщений об ошибках


Делайте ошибки невозможными. Наилучший способ избежать сообщений об ошибках это сделать так, чтобы пользователь не смог их совершить. Вместо требования ввести данные с клавиатуры, предоставьте пользователю список возможных вариантов выбора.

Еще один прекрасный способ избежать сообщений об ошибках - это сделать программу достаточно умной для того, чтобы избежать вопросов к пользователю. Многие сообщения об ошибках говорят что-то вроде "Неверные данные. Пользователь должен ввести ХХХХ". Почему же программа не может, зная, что должен ввести пользователь, ввести ХХХХ сама? Вместо запроса у пользователя имени файла на диске, давая возможность выбрать несуществующий файл, программа может запомнить, с какими файлами велась работа последний раз, и предоставить их список.

Вот такое диалоговое окно вынуждены наблюдать пользователи, которые захотят перевести файл в PROMT’e. Банальное открытие файла разработчики превратили в увлекательную игру «Отгадай формат». Не понятно, почему программа сама не может определить, какой формат у открываемого файла. Тем более не понятно, зачем при открытии файла указывать «направление перевода», ведь это можно сделать опционально, уже непосредственно в программе. Самое интересное, что у этой истории есть продолжение.

Такое сообщение появляется, если пользователь вводит неправильный формат. При чем вне зависимости от ответа пользователя система не пытается выполнить никаких действий. После этого диалогового окна у пользователя уже не остается никаких сомнений, что программа над ним издевается.

Позитивная обратная связь - хороший способ вознаградить пользователя за правильное пользование программой. Наилучший способ позитивной обратной связи это звук. К несчастью, долгие годы окна с сообщениями об ошибках сопровождались громким и пронзительным гудком, и звук стал ассоциироваться с ошибкой.

В реальной жизни любой объект или система, за исключением компьютерных программ, используют звук для позитивной обратной связи. Закрывая дверь, мы определяем, что она защелкнулась, услышав щелчок, тишина означает, что дверь еще не закрыта.
Когда мы поворачиваем ключ зажигания и ничего не слышим, значит у нас проблемы. Когда мы включаем копир, а он молчит, вместо того, чтобы громко гудеть, мы понимаем, значит что-то не так.

Программы должны давать нам постоянные небольшие звуковые подсказки, похожие на тихие щелчки кнопок клавиатуры. Программы были бы более дружественными и простыми в использовании, если бы они издавали едва заметные, но легко узнаваемые звуки, когда действия пользователя верны. Программа должны выдавать мягкий звук каждый раз, когда пользователь ввел верное значение. Если программа не понимает введенную информацию, она должны молчать. В этом случае пользователь может сразу скорректировать данные безо всякого смущения. Когда пользователь начинает перетаскивать иконку, программа может коротко щелкнуть, а во время движения объекта производить тихое шипение. Когда объект находится над областями, где его нельзя оставить, звук меняется на что-нибудь более неблагозвучное. Когда наконец пользователь отпустит кнопку мыши, он будет вознагражден тихим "Да!", если действие завершено успешно, и тишиной из динамиков, если действие не имеет смысла.

Звуковая обратная связь должна быть очень тихой, не громче чем звук нажатий клавиш на переносном компьютере. Программа должна производить звук каждый раз, когда пользователь работает с программой правильно или каждый раз, когда пользователь вводит информацию, которую программа понимает. Пользователи быстро начнут зависеть от этих звуков, и начнут работать более быстро и эффективно.

Проверяйте – не редактируйте. Еще один метод избежать сообщений об ошибках для программы, когда пользователь вводит неправильные данные, состоит в том, чтобы принять, что они неправильные, потому что программа, а не пользователь, плохо информирована.

Если, например, пользователь вводит счет-фактуру для несуществующего номера клиента, программа может принять эти данные, и сделать себе специальную заметку, которая показывает, что пользователь должен исправить ее. Затем она будет наблюдать, чтобы удостовериться, что пользователь ввел необходимую информацию до конца отчетного периода.Так в действительности работают большинство людей. Они не вводят "неверных" номеров. Просто люди обычно вводят информацию в такой последовательности, которую программа принять не может.

Мы предполагаем, что запись о клиенте должна уже существовать перед выпиской счета-фактуры, но это не догма. Почему программа не может воспринимать счета-фактуры независимо от записей о клиентах, и попросту считать, что недостающая информация будет введена позже? Если человек забывает ввести недостающую информацию до конца месяца, программа может переместить незаконченные документы на неопределенный счет. Программа не должна прерывать работу и останавливаться с сообщением об ошибке.

наверх     к оглавлению


Содержание раздела